Бидермейер (первая половина XIX в).
Эпоха начала XIX в. - это эпоха ранней буржуазии,
эпоха скромного вещного мира с лёгким налётом сентиментальности. Более поздняя
высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер"
(т. е. "бравый господин Мейер" - синоним мещанства, введённый в
обиход поэтом Эйхордтом). В стиле проявилось стремление буржуазии к спокойной
упорядоченной жизни.
В последний раз наблюдается такое единство
между духовным и предметным миром человека. И впервые стиль не был прочно
привязан к "старшей сестре" архитектуре, будучи прежде всего стилем
интерьера. Холодный аристократизм ампира перерабатывается в духе интимности
и домашнего уюта.
Бидермейер - хороший пример, как определённая
эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему гармоничного
интерьера.
Именно тогда в буржуазных домах возникает
понятие "чистой комнаты" - представительной комнаты для приёма гостей
(этакое подражание светским салонам). Естественно, что она обставлялась с
особой заботой.
От ампира бидермейер унаследовал основные
принципы построения и лаконизм. Теперь главный упор делается на практичность,
дешевизну и целесообразность. А критериями полезности служат прочность, удобство
и доброкачественность. Стиль бидермейер унаследовал от ампира и панорамные
обои, и пейзажи на предметах. Однако в целом иллюзорный мир был разрушен:
теперь мебель и зеркала размещали так, чтобы в комнатах было уютно, а не добивались
художественного эффекта. Постепенно комнаты заполнились мягкими диванами и
пуфами, были разгорожены мебелью и ширмами. Благодаря множеству безделушек
они всё больше походили на тесную шкатулку.
Мебель бидермейера вновь приобретает естественные
формы и плавные линии. Она уже не предмет украшения, а добрый услужливый друг.
Иногда она грубовата и неуклюжа по форме, но зато отличается выдержанными
пропорциями, красивому цвету дерева и удачно подобранными расцветками и рисунками
обивок. Никогда ещё естественная красота дерева не использовалась в такой
мере. Мастера по-прежнему отделывали парадную мебель красным деревом, но в
то же время широко использовали ясень, вишню, берёзу, грушу, клён. Недаром
период бидермейера называли "эпохой светлого дерева".
У буржуазии, победившей во Французской революции,
был свой образ жизни. В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместная
только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка, - шкафы, обеденные
столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального назначения. Впрочем,
это не касается столов.Люди в это время много и охотно пишут, отсюда повышенный
спрос на письменные столы. Кроме письменных и обеденных появляются читальные,
курительные, рабочие, цветочные и игральные столы.
Исчезла распространённая в XVIII в. мебель,
состо-явшая из многих частей, которые можно было сочетать или использовать
по отдельности. Исчезли совсем недавно широко распространённые балдахины для
кроватей.
Мебель для сиденья кроме диванов представлена
стульями и креслами двух типов: одни - лёгкие, удобные и элегантные, вторые
- исполненные в соответствии с мещанскими представлениями об уюте. Обстановку
жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные,
модные в то время, небольшие клавесины (спинеты).
В оформлении мебели преобладали английские
традиции XVIII в.: изящные округлые очертания, простота и лёгкость. Самым
популярным был секретер с выдвижными ящичками, украшенный живописью и цветной
фанеровкой (разноцветными кусочками дерева геометрической формы). Появились
гарнитуры из широких диванов и соф, дополненные стульями и столами. Для обивки
сидений и спинок кресел вместо принятого в эпоху ампира шёлка применяли более
простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный или в
полоску репс. В качестве настилочного элемента использовали конский волос.
Ведущими центрами мебельного искусства были Лондон, Берлин и Вена.
Широко применялась техника фанерования. Иногда
фанеровались даже стройные ножки и локотники кресел, стульев, диванов. В это
пуританское время даже такие украшения казались ненужной роскошью и излишеством.
Например, английский писатель А. Штифтер в одном из произведений язвительно
пишет: "...все столы имеют простые сосновые ножки, щеголяющие, однако,
в штанах из орехового и красного дерева".
Около 1830 г. немецкий мастер Михель Тонет
открыл новый метод производства мебели: он научился формовать многослойную
фанеру и гнуть длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке (подробнее
об истории гнутой мебели см. специальный раздел).
Просто и безыскусно изготовленная, элегантная
мебель стала уже типичным массовым промышленным изделием.
Однако, вместе с ростом дохода у буржуазии
росли и запросы. И вскоре уже потомки нарекли непритязательный стиль своих
отцов насмешливым словечком "бидермейер".
Источник:: http://interior.com.ua/poz/style.htm
|