Современные стили.
На протяжении всего XX века в производстве
мебели бытового назначения устойчиво наблюдаются три стилистических течения.
С некоторой долей условности их можно назвать художественно-конструкторским,
стилизаторским и авангардистским.
Первые два сегодня широко представлены в
ассортименте изделий как отечественного, так и зарубежного производства во
многих крупных мебельных магазинах. Образцы третьего, авангардистского, направления
появляются в продаже у нас, к сожалению, редко; познакомиться с ними, по большей
части итальянского и французского происхождения, можно главным образом на
международных выставках и ярмарках.
Художественно-конструкторское направление
зародилось в проектировании мебели на рубеже XIX и XX веков в рамках широкого
стилевого течения «модерн» (от латинского слова modernus – «новый, современный»).
Новый стиль воинственно отверг господствовавшие в то время многовековые декоративные
традиции мебельного искусства, выработанные в рамках исторических стилей барокко,
рококо, классицизма. Основными этапами развития мебельной стилистики в данном
направлении явились работы мастеров Баухауза (высшей школы строительства и
художественного конструирования, Германия, 20-е годы) и индустриальный дизайн
50–60-х годов, занявший лидирующее положение в производстве мебели и всех
прочих промышленных изделий. Этот успех современного дизайна в значительной
мере объясняется тем, что он смог решить крупную социальную задачу послевоенного
периода – обеспечить промышленность проектными решениями, которые отвечали
требованию быстрого наращивания объемов массового производства сравнительно
недорогих изделий.
Главный принцип художественного конструирования
– ничего лишнего в формах изделий сверх необходимого с функциональной, технологической
и конструкционной точек зрения. Как следствие, художественная выразительность
или, если хотите, красота предмета мебели достигается исключительно с помощью
логичности построения их формы, гармоничных пропорций целого и частей, ритмического
членения (например, фронта шкафов на секции и отделения между полками), эффектного
сочетания разных материалов (например, древесных или эмалированных поверхностей
со стеклом, металлом крепежных элементов, тканью и т.п.). Художник отказывается
от применения каких-либо средств декоративной отделки предмета – резьбы, инкрустации
и пр. Исключение составляют только природная текстура древесины, в том числе
ее имитация из синтетических материалов – ткани, как правило, гладкие или
с геометрическим рисунком, и рельефно-рисунчатое стекло.
Типичными представителями данного стилевого направления
являются многочисленные, продаваемые сегодня в магазинах шкафы и шкафные «стенки»,
наборы кухонной мебели, стулья, диваны, кресла, кровати и т.д. отечественного
и зарубежного производства (в основном из Германии).
Стилизаторское, или ретроспективное, направление широко представлено на любом европейском мебельном рынке изделиями, в формах
которых отчетливо просматриваются характерные элементы стилистики какого-либо
исторического стиля, большей частью таких, как барокко, классицизм, ампир
и реже модерн XIX – начала XX веков (но не той ветви модерна, на которой выросло
художественно-конструкторское направление). Основные элементы стилистики,
заимствуемые из прошлого: для шкафов – рельефные и плоские узоры растительного
характера или профилированные ложные рамки на дверях, завершающие прямые или
изогнутые профилированные карнизы; для мягкой мебели и кроватей – гнутые или
точеные ножки, в том числе с резным декором, фигурные резные спинки, локотники
и другие конструкционные детали, обивка гобеленом и др.; для столов – опоры,
аналогичные ножкам мягкой мебели, фигурные столешницы и верхние крышки, как
правило, декорированные растительным узором в технике интарсии или инкрустации,
а также декорированные выдвижные ящики. Применение всех этих средств художественной
выразительности, требующих дорогостоящих материалов и сложных технологий,
резко увеличивают стоимость изделий. БЧльшая часть импортной мебели, представляющей
собой стилизацию «второго барокко» и классицизма, завозится на наш рынок из
Италии, Румынии и Франции.
Важно отметить, что сегодня заметную часть
рыночного ассортимента составляет мебель «смешанного», эклектичного стилевого
типа, создаваемая в основе по принципам художественно-конструкторского направления,
но «принаряжаемая» каким-либо декором. Такая экономичная стилизация особенно
характерна для шкафных «стенок», столов, кроватей отечественного производства
проявляется также в использовании для обивки мягкой мебели и стульев тканями
с растительно-узорочным рапортом. Художественное достоинство такой мебели
зачастую весьма сомнительно и даже курьезно, подобно тому, что получается,
если даме в строгом деловом костюме надеть на голову шляпку с розами и бантами.
Особую, этнографическую, ветвь экономичного
ретроспективного направления представляют изделия, для украшения которых использованы
декоративные мотивы прикладного искусства какого-либо народа, например, татарского,
удмуртского, якутского и др. Из всех европейских стран это явление наиболее
характерно для России. Авангардное направление в проектировании мебели
– это радикальное новаторство в формах и конструкциях изделий, в частности
с использованием новых, ранее не применявшихся материалов и технологий, это
поиск принципиально нового их образа, а главное – новых, непривычных, но достаточно
разумных взаимодействий между вещью и человеком. Таким образом, каждый, кому
предстоит приобретение мебели, оказывается сегодня перед непростой проблемой
выбора стиля меблировки своего жилья в целом или его отдельного помещения.
Непростая она потому, что решать ее приходится исключительно самостоятельно,
«своим умом», так как здесь никто не может дать вполне веских рекомендаций.
Стиль – дело вкуса и личных материальных соображений.
Источник:: http://www.mebel-o.ru/mode.16-id.906
|
|