История мебели. Введение.
Древнейшие из известных нам образцов мебели
были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки
ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой.
Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых
был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт
животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также
"авторами" кроватей и стульев.
Первая мебель, созданная человеком, была
жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить
сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.
Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали
лари - своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.
А вот во дворцах и загородных виллах знати
в древнем Риме мебель была даже слишком роскошной, украшенной резьбой и инкрустациями,
позолотой и цветной эмалью. В стремлении к роскоши римляне использовали и
новые материалы для мебельного производства - бронзу и цветной мрамор, из
которого делали скамьи и столы с мозаичными столешницами. А римские ремесленники
для своих домов создавали удобную и недорогую мебель, сплетенную из ивовых
прутьев.
Значительно позже стула, стола и кровати
родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной
Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх
от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных
мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался
подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для
использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии":
из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло
большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла
и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.
Мягкая мебель возникла в замках европейской
знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера,
в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати.
Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем,
когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда
становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях
и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель
конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук,
а в наше время поролон и синтепон.
Шло время, появлялись новые стили в архитектуре
и дизайне интерьеров и каждый из них либо изменял уже существующие элементы
мебели, либо создавал нечто совершенно новое. Барокко "принес" канапе
и шезлонг, рококо с его любовью к зеркалам - трюмо и стол для туалета с трехстворчатым
зеркалом - трельяж. Модерн "придумал" кресло без подлокотников и
со спинкой в виде половинки раковины. Мебель видоизменялась, то упрощаясь,
то усложняясь, в зависимости от тенденций моды. Появились стул без спинки
- пуф и без спинки же, но с подушками, диван - софа. Секретеры, серванты,
комоды и стеллажи - это уже варианты преображения шкафа.
Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела"
и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии
- прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина,
в Скандинавии - удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный
кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю.
Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным
и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах
получило название колониального стиля в мебели.
Совершенно отдельно и независимо от европейских
влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок
или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное
для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую,
маленькие столики.
Россия тоже внесла свой вклад в формирование
мебельных стилей. Особенность нашей страны - суровый климат, и жилые помещения,
обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять
из нескольких поколений. Поэтому мебель была моногофункциональной. Изобретение
русского интерьера - лавки - это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем
на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью. Когда
русский быт сравнялся по комфорту с европейским (а иногда и превосходил его),
интерьеры в стиле русского классицизма тоже имели свои особенности: в первую
очередь это материал - карельская береза с неповторимым декоративным рисунком
древесины. Интерьеры домов дворян, даже интерьеры царской жилой резиденции
- коттеджа в Петродворце - не были вычурными, в них отсутствовала излишняя
роскошь. Светлое дерево и шелковая обивка мебели, высокие книжные шкафы и
широкие письменные столы с матовыми абажурами настольных ламп в кабинетах,
стеклянные дверцы буфетов ("горок") в столовой с фарфоровой посудой
императорских заводов - все очень благородно и функционально.
В двадцатом веке бурно развивается химия,
а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в
мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие
столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного
стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии
приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната.
И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые
"стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах.
Сегодняшнее время все расставило по местам:
большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока),
используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это
современное состояние мебельного рынка. Изменился стиль жизни, и появились
новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы,
диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров
и встроенных динамиков. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным
вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью.
Создание мебели стало искусством.
Источник:: http://magkayamrbrl.org.ru/
|
|