Барокко в русской мебели XVIII века
Вторая треть XVIII века - время, когда в русской
мебели причудливо сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной
Европы рококо. В это время В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. известные
архитекторы создают роскошные дома и дворцы с богатыми интерьерами для царской
семьи и знати в Петербурге и его окрестностях.
Внутреннее убранство зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой
по одной оси и обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала
в простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря отражениям
иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных приборов, блеск
свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с обилием позолоченной
резьбы.
Мебель задумывалась архитекторами как часть
общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей
и кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили "лицом"
дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых
комнат уделялось гораздо меньше внимания.
В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых помещений.
В своих "Записках" Екатерина II описывала эти годы: "Двор в
то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья,
столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за
нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При
таких перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном
виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно" (эти записи
относятся к 1751 году).
Предметов обстановки этого времени сохранилось немного. Мебель, сделанная
для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском Селе, в
основном погибла во время Второй мировой войны, а мебель Зимнего дворца -
во время пожаров.
Основное направление развития художественных
мебельных форм определялось влиянием барочных архитекторов - В. Растрелли
и др., которые сами проектировали мебель для создаваемых ими интерьеров; при
этом они привносили новое понимание пропорций мебели, задач ее декорирования,
а также значения обивочных тканей, которые сочетались с обивкой стен.
Новый характер мебели наиболее явно получает
выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто позолоченной.
Широко и свободно используется резьба в виде раковин и различных завитков
довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти объемные по своим формам,
птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги, рамы зеркал, спинки кресел
диванов и стульев. Часто пропадает граница, отделяющая орнамент от предмета,
весь предмет превращается в совокупность объемных украшений, опирающихся друг
на друга. Помимо барочного орнамента в резьбе присутствуют элементы рококо
- раковины, завитки, мотивы волны. Но в декоре мебели барокко все еще сохраняется
симметрия построения в отличие от совершенно асимметричного декора мебели
рококо. Симметрия декора и построения формы придает предмету уравновешенность
и создает ощущение прочности.
Источник:: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html
|
|