Русская мебель при Елизавете Петровне:
от барокко к рококо
Русская мебель середины XVIII века имеет свои
характерные черты. По пропорциям и массивности она соответствует формам западноевропейского
барокко, в то же время часто приближается к французскому рококо, а иногда
- к английской мебели, где была распространена "китайщина". Пропорции
мебели становятся более легкими, а формы - прихотливыми. Увеличивается высота
ножек, они утрачивают свое утолщение под царгой и как бы сливаются с ней,
образуя плавную линию.
Тяжелые кресла, стулья и шкафы с инкрустацией из черепахи,
металла и цветного дерева, популярные в предшествующее время, уменьшаются
в размерах, становятся уютнее и изящнее, углы скругляются. Холодные мраморные
доски столов заменяются деревянными, с наклеенной тисненой кожей. В качестве
обивки используются бархат и цветные кожи. Новым и излюбленным видом обивочного
материала стали шпалерные ткани, а также орнаментированные шелка. Иногда для
сидений и спинок употреблялась натуральная соломка.
Для мебели рококо характерны причудливо изогнутые
спинки, ножки, столешницы и стенки, а в их декоре - обилие завитков с "проросшими"
из них цветами и листьями, раковины с волнистыми изогнутыми или изорванными
краями. Для причудливых завитков и изогнутых линий елизаветинского рококо
непригодны твердые породы дерева, поэтому характерный для барокко дуб был
заменен на мягкую липу или березу. В отдельных случаях причудливые изгибы
линий достигают предела - исчезает конструкция, оказываясь погребенной под
сплошной резьбой, которая клубится, вьется и изгибается во всех направлениях.
Кроме резьбы активно используется роспись по белому или светлому цветному
левкасу, которая скрывает естественный цвет и фактуру дерева. Края ножек и
царги, углы и кромки плоскостей обводили тонкими полосками краски, а внутри
образовавшихся рамок писали орнаменты, мелкие веточки, розы, незабудки, переплетающиеся
с рокайльными завитками. Сохранились стулья, столики, шкафчики, рамы для зеркал
с такой отделкой. Комоды на высоких изогнутых ножках, часто выполненные из
розового дерева, имеют сильно выпуклый, как бы разбухший кузов, который в
зависимости от количества и величины ящиков принимает тот или иной вид. Деление
на ящики по большей части маскируется, их число можно определить только по
количеству ручек и замочных скважин.
Расписной комод середины XVIII века - характерный
пример русской мебели стиля рококо и по форме, и по декору. Тонкие, круто
изогнутые ножки сливаются с тонкой царгой в единую упругую дугу с напряженным
изгибом. Бюро представляет собой чередование выпуклых и вогнутых поверхностей,
изгибающихся в разных направлениях. На каждой стенке написана легкая рамка
с капризно извивающимися контурами, перевитая мелкими травками. Внутри и снаружи
рамки - букеты цветов и веточки с листьями на белом фоне. Свобода декора подчеркивает
легкость и непринужденность форм.
Кроме левкаса для покрытия древесины употребляли красный, желтый, зеленый
и черный лаки, называемые китайскими, по которым писали красками и золотом
сюжетные и орнаментальные композиции.
Один из сохранившихся образцов этой техники
- бюро-шкаф из Эрмитажа, передние и боковые стенки которого расписаны китайскими
пейзажами. Применялись и другие виды росписи, а также оклеивание поверхности
раскрашенными гравюрами. Содержание таких росписей весьма разнообразно: сражения,
охота, прогулки в экипаже, природа, арматура, орнаменты.
Получила распространение инкрустация, занимавшая в предыдущий период более
скромное место. На больших плоскостях столешниц, створок шкафов, крышек бюро
она переходит в целые мозаичные наборы из кусочков древесины разных пород.
Техника наборного дерева достигает в это время высочайшего уровня, позволяющего
выполнять очень тонкие и сложные узоры и малые декоративные картины различного
содержания.
Кроме мебели русских мастеров-краснодеревщиков елизаветинского времени, давших
превосходные образцы рококо, в Россию проникала и иностранная мебель того
же стиля: французские послы, назначенные на службу в Петербург, привозили
с собой целые корабли мебели, которую потом продавали русским дворянам.
Источник:: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html
|
|