Мебель Давида Рентгена и мебель русского классицизма

Мебель Амадей: столы, стулья, банкетки, мягкая мебель (кресла, диваны)
ИНТЕРНЕТ-ЗАКАЗ: МОСКВА | РОССИЯ
БЕЗ ВЫХОДНЫХ
с 10.00 до 20.00
+7(499) 753-00-95
Фабрика производитель мебели из массива древесины предлагает: столы и стулья, банкетки, этажерки, журнальные столики со склада или производство мебели на заказ




Мебель Давида Рентгена и мебель русского классицизма

Давид Рентген (1743-1807), мастер-мебельщик и владелец мебельной мастерской в небольшом рейнском городе Нейвиде, сыграл важную роль в развитии российского мебельного дела эпохи классицизма. По значимости имя Давида Рентгена стоит в одном ряду с такими современными ему мастерами, как Ж.-Ф. Эбен, Ж.-А. Ризенер, Г. Бенеман. Именно он, в течение нескольких десятилетий, влиял на вкусы и моду в мебельном производстве России последней четверти XVIII столетия. Основное количество классицистической мебели Рентгена и по сей день находится в музеях Петербурга и пригородов; кроме того, многие из этих вещей не являются рядовой массовой продукцией нейвидской мануфактуры. Они создавались по индивидуальному заказу для Екатерины II, в большинстве случаев - самим Рентгеном, поэтому, аналогов этих вещей нет в коллекциях других европейских стран.

Давид Рентген унаследовал мебельное дело от своего отца Абрахама Рентгена, получившего признание и известность в Германии. Однако будучи человеком не только талантливым, но и предприимчивым, Давид Рентген пошел гораздо дальше: при нем изготовление мебели на нейвидской мануфактуре не осталось скромным локальным производством, а вышло на мировой рынок, приобрело интернациональное значение.


Еще в 1770-х гг., когда Рентген создавал рокайльную мебель с использованием техники маркетри, к нему пришла слава "первого мебельщика века". В первые годы работы Давида Рентгена на нейвидской мануфактуре создававшаяся там мебель не намного отличалась от продукции, вырабатываемой при его отце. Новыми элементами были лишь сложные механические устройства, любовь к которым мастер сохранил во все периоды своего творчества. В первый период деятельности Давида Рентгена основная декоративная нагрузка в его мебели приходилась на маркетри (эскизы декора выполнял живописец Януариус Цик). После того как в 1774 году Давид Рентген впервые посетил Париж и увидел, что, в отличие от провинциальной в то время Германии, в столице и законодательнице мод Франции стиль рококо уже безнадежно устарел, мастер начинает работать над созданием своего собственного стиля, который впоследствии в научной литературе получил название "рентгеновского классицизма". Определяющей для творчества Давида Рентгена зрелого периода является именно эта мебель, исполненная в технике сплошной фанеровки с бронзовыми накладками и деталями. Отправившись в Петербург через 10 лет, мастер привозит с собой образцы мебели этого нового стиля, которые очень быстро завоевывают популярность при дворе Екатерины II.

Для архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших в полуфеодальной Германии XVIII века, строительство Петербурга было хорошей возможностью найти высокооплачиваемую работу и новый рынок сбыта. В те годы многие германские мастера, особенно, мебельщики, бронзовщики и люстровщики, переселялись в Россию, где имели возможность развернуть свое производство и преуспевать так, как никогда бы не смогли у себя на родине. Давид Рентген впервые приехал в Россию в 1784 году и продолжал поставки своей мебели ко двору Екатерины II в течение последующих 7 лет. В то время представители императрицы занимались приглашением видных зарубежных специалистов на работу в Россию. Барон Ф.-М. Гримм, парижский корреспондент Екатерины II, в одном из писем рекомендовал ей Рентгена как мастера, который "в своей области и в свое время не имеет личностей, равных себе". Получив благоприятный ответ: "мы с радостью встретим мебельщика-механика, так как мы строим больше, чем когда-либо", Давид Рентген тщательно отобрал для первого "выступления" в российской столице свои произведения. В число первой партии мебели, отправившейся в Россию, входили как уникальные вещи, созданные специально для Екатерины, так и типичные образцы нейвидской продукции, призванные продемонстрировать широту и разнообразие производства.

Из первой поставки мебели в Россию в 1784 году два точно атрибутированных предмета находятся в коллекции Эрмитажа: это так называемое "бюро с Аполлоном" и напольные часы на колоннах. Восхищение этими предметами было настолько велико, что в 1790 г. бюро с Аполлоном было даже выставлено в Академии наук на всеобщее обозрение. В описаниях собрания Эрмитажа XVIII века мебель Рентгена упоминается наряду с произведениями изобразительного искусства, как особая достопримечательность, что демонстрирует то особое отношение к ней, которое сложилось буквально с момента ее приобретения. Этому способствовали как сложнейшие механизмы, которыми снабжались предметы мебели, так и совершенство техники обработки изделий. Кроме таких уникальных предметов мебели в 1784 году в Россию были привезены и образцы типичной нейвидской продукции: столы всех видов - от письменных, многослойных столов-пюпитров, туалетных и рисовальных, до более простых - ломберных, всевозможных форм маленьких столиков; комоды, чембало, крутящиеся кресла, напольные часы.

Специалисты различают три варианта мебели "рентгеновского классицизма". Первый иногда называют "архитектурным", поскольку эти предметы мебели характеризуются крупными масштабами и обилием архитектурных элементов (колонн, аркад, балюстрад и т.п.) в конструкции и декоре. Такие вещи, богато декорированные и снабженные сложными механизмами, почти все были созданы специально для русских поставок. Второй вариант "рентгеновского классицизма" скромен и непритязателен, для мебели этого типа характерны круглые ножки, восходящие к французским прототипам. Образцов такой мебели сохранилось не много (в Эрмитаже - 3 экземпляра). Третий вариант явился, по сути дела, дальнейшим развитием первого. Основная его черта - умеренность декора и ясность конструкции. Следующие детали и приемы становятся характерными для произведений Рентгена: узкая царга; квадратные суживающиеся книзу ножки с окончанием в виде кубика или желудя, рифленые бронзовые вставки на них; ручки в виде перевитых платков; рамки жемчужника на филенках; выложенные латунью каннелюры; бронзовые розетки.

Характерная особенность нейвидской мебели, способствовавшая ее славе - сложнейшие механические устройства и музыкальные механизмы. Их автором был многолетний сотрудник Рентгена, владелец собственной мастерской, часовой мастер Петер Кинцинг. Совершенство этих механизмов высоко ценилось современниками. Различные мелодии, в том числе современных композиторов, записывались на латунный барабан; каждая вещь имела несколько валиков, которые можно было менять. Они приводили в движение молотки и рычаги, а те в свою очередь дирижировали клавесином и флейтой. Механизм мог работать как автоматически, вместе с боем часов, так и самостоятельно, при повороте специального рычага.

Успешное начало дел в Петербурге обеспечило Рентгену новые заказы не только от Екатерины, но и от ее приближенных. Рентген приезжал в русскую столицу еще четыре раза - в 1786, 1787, 1789 и 1790 гг. После 1789 года Екатерина прекратила закупки у Рентгена и в 1790 г. он приезжал в Петербург уже ради частных сделок. Для императрицы выполнялись самые крупные и сложные заказы. В 1786 году была прислана крупная партия мебели для дворца в Пелле на сумму 72704 рубля. Но дворец не был достроен и 43 предмета из 150 привезенных перешли в хозяйство в Эрмитажа. Среди них такие уникальные со специальными бронзовыми украшениями вещи, как туевый письменный стол-пюпитр, амбоиновое бюро с курантами, бюро с медальоном Платона. Вторая Петербургская поставка, как ни одна другая позволяет судить как о масштабах закупок русской императрицы у Рентгена, так и о колоссальном диапазоне его продукции. Все изделия - от самых простых до самых изощренных - отличает безукоризненное техническое исполнение.

В описи коллекции Эрмитажа 1811 года упоминается 47 достоверных предметов мебели нейвидских мастерских. В 1847 году в связи с постройкой Нового Эрмитажа и переделкой Старого более простые и скромные произведения были перевезены в Таврический дворец, а во второй половине XIX века часть мебели была отправлена в Гатчину и Павловск. После революции 1917 года коллекция мебели Рентгена пополнилась за счет национализации частных собраний. С другой стороны, много предметов мебели Давида Рентгена пропало из дворцов в пригородах Петербурга в годы Великой Отечественной войны. Время от времени эти вещи попадают в антикварные магазины или поступают в Эрмитаж через закупочную комиссию.

(По материалам статей Б. Гереса. )



Источник:: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html


Остальные публикации о мебели

Компания
Доставка по Москве
Доставка по Росии
Интеренет-заказ мебели
Вакансии
Поиск партнеров
Награды и выставки
Новости


Магазины
Магазины в Москве и Подмосковье
Магазины в России
Информация
Словарь мебельных терминов
Каталог мебели

Стулья
Столы
Диваны
Кресла
Журнальные столики
Банкетки
Оттоманки
Чайные столики
Столики консоли
Этажерки и подставки
Комоды и тумбы
Письменные столы
Стеллажи и витрины
Напольные вешалки
Зеркала
Контакты

Москва +7(499) 753-00-95
Без выходных с 9.00 до 21.00

Поделиться ссылкой


Copyright © 2022-2024 amadey.ru. Все права защищены.
Предоставленная на сайте информация несёт справочный характер. Информация на сайте не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ. До оплаты товара удостоверьтесь во всех для вас важных характеристиках в товаре и условиях его эксплуатации.