Русская мебель в 1820-30-е годы: ампир

Мебель Амадей: столы, стулья, банкетки, мягкая мебель (кресла, диваны)
ИНТЕРНЕТ-ЗАКАЗ: МОСКВА | РОССИЯ
БЕЗ ВЫХОДНЫХ
с 10.00 до 20.00
+7(499) 753-00-95
Фабрика производитель мебели из массива древесины предлагает: столы и стулья, банкетки, этажерки, журнальные столики со склада или производство мебели на заказ




Русская мебель в 1820-30-е годы: ампир

В 1910-х годах на смену изысканным легким пропорциям мебели первого десятилетия XIX века, тесно связанным с мебелью второй половины XVIII века (т. е. классицизмом екатерининского времени), пришли торжественная парадность форм и богатое разнообразие декора. Главная отличительная черта мебели ампира - строгое подчинение законам архитектуры. Для нее характерны "архитектурные" вертикальные и горизонтальные членения, архитектурные детали и принципы декора; орнаментация сконцентрирована в отдельных местах, по контрасту с большими широкими гладкими плоскостями дерева. Особенно близость к архитектурным формам заметна в крупных предметах: секретеры, шкафы, бюро стали оформлять колоннадами, портиками, нишами, арками, фронтонами, карнизами; нижняя часть письменных столов решалась в виде арок и ниш; ножки столов - в виде колонн с базами и капителями, проножки - в виде ступеней с фигурами сфинксов.


Продолжает использоваться подбор фанеры с разными текстурами древесины, до конца 1920-х годов остается вставка из темного дерева по краю больших плоскостей. Новый прием, характерный для этого времени, - сочетание нескольких пород дерева в одном предмете, например преддиванный стол с подстольем из карельской березы и столешницей из красного дерева или ореха.

Диваны ампира, в отличие от аналогичных предметов мебели первого десятмлетия XIX века, теперь часто представляют собой огромные сооружения, занимающие весь угол комнаты и ограниченные вместо локотников высокими боковыми стенками с резными колоннами. Наверху они украшены точеными шарами или вазами, а мощные опоры часто имеют вид львиных лап. Встречаются диваны в форме ладьи, а также диваны и кресла с резными фигурами львов, грифонов или сфинксов по сторонам. Гладкие поверхности спинок часто покрыты фанерой из карельской березы или красного дерева.


Больше, чем в предшествующее время, используется резьба и позолота, причем наиболее распространенными становятся военные сюжеты, а также орлы, грифоны, кони, лебеди, змеи (в виде которых решаются опоры локотников диванов и кресел, опоры для досок столов). В прорезных спинках стульев и кресел изображаются птицы с раскрытыми или сложенными крыльями, скрещенные факелы, щиты, связки стрел, лавровые венки. Военные атрибуты отражают настроения времени.

В отделке русской мебели 1920-30-х годов используется расписное стекло, а также вышивки бисером, шерстью и шелком, которые помещали под стекло в предкаминных экранах и в дверцы шкафчиков. Отделочный материал, используемый для обивки, - одноцветный шелк. Полированное светлое красное дерево или орех хорошо сочетались с желто-золотистыми, ярко-зелеными и ярко-красными шелковыми и шерстяными тканями. Такие же ткани вставляли в дверцы шкафов, часто служили фоном для ажурных металлических сеток или резьбы. Использовались также однотонные полосатые ткани и зеленый и красный сафьян.

Для русского ампира характерны мебельные ансамбли, создававшиеся русскими мастерами для дворцовых интерьеров по проектам К. И. Росси (1775-1849). Карл Иванович Росси - архитектор, сыгравший столь важную роль в создании образа ампирного "александровского" Петербурга, и известный такими своими работами, как ансамбль арки Главного штаба или здания Сената и Синода, - в эти же годы проектировал интерьеры своих зданий и их наполнение: мебель, осветительные приборы, бронзовые изделия, дверные ручки и пр. При перестройке Аничкова дворца, при создании Елагина и Михайловского дворцов, при строительстве здания Главного штаба, библиотеки дворца в Павловске и др. мебель Росси проектировал сам. Сохранилось довольно много стульев, столов, кресел, диванов и шкафов, сделанных по рисункам Росси. Лучшие образцы мебели по его рисункам - предметы интерьера Михайловского дворца, а также интерьер библиотеки в Павловске: шкафы, столы, витрины из полированной березы с черной резьбой и обивкой сидений из зеленого сафьяна. Часто проекты Росси воплощал в жизнь мастер Василий Бобков, а также Г. Гамбс, А. Тур и др.


Для парадных комнат Росси предпочитал создавать сплошь золоченую или окрашенную в белый цвет мебель с золоченой резьбой. Часто гарнитуры выполнялись из красного дерева, карельской березы, клена, ореха, тополя. Иногда использовались накладки из позолоченной бронзы. Мебель Росси парадна и торжественна, ее формы массивны, а резной декор обилен и пышен. У глубоких кресел и стульев верхняя планка спинки скруглена, ножки выдвинуты вперед, локотники украшены резными листьями аканта. В декоре Росси отказывается от характерных для мебели его времени мотивов, связанных с животным миром (птичьих крыльев, орлиных лап и голов, львиных масок); он пользуется в основном античным растительным орнаментом, причем особенности форм его пальметт, венков, акантов, мотивов рога изобилия и лиры настолько индивидуальны, что позволяют легко опознать мебель, исполненную по его проектам. В обивке Росси отдавал предпочтение сочетанию белого с желтым или оранжевым, а также белого с синим или голубым; изредка использовались бледно-сиреневый и бледно-зеленый цвета.


Значительное влияние на развитие русского мебельного искусства оказал и другой известный архитектор - В. П. Стасов (1769-1848). По его проектам создавалась отделка комнат Александра I и Марии Федоровны в Царскосельском дворце в начале 1820-х годов, где штоф и разноцветный мрамор стен сочетались с бронзой, хрусталем и мебелью из ценных пород дерева. Спроектированная Стасовым мебель выполнялась мастерами Г. Гамбсом и А. Туром.

Мебель из красного дерева и карельской березы, созданная по проектам Стасова, строже по формам, чем мебель К. Росси, часто пышная и перегруженная деталями. По-видимому, Стасов ввел новую конструкцию стула и кресла с так называемой боковой рамой, которая продержалась в русской мебели около тридцати лет. При такой конструкции две боковые плоскости (каждая состоит из передней и задней ножки и стойки спинки) на высоте сиденья рамы соединялись между собой двумя поперечными брусками, а стойки спинки - поперечной плоскостью, украшенной резьбой. Для таких стульев использовалось вкладное сиденье (впервые такие сиденья использовались в русской мебели петровского времени) в форме трапеции. Простота, удобство и рациональность конструкции обеспечили ей широкое распространение. Мебель с боковой рамой становится в России излюбленной и почти единственной формой бытового стула (видоизменяется только резной декор). Такая мебель производилась в больших количествах, ее любят за прочность и простоту, и вскоре она становится характерной не только для интерьера дворянских домов, но и для гостиных в домах купеческих.

Мебель по проектам Росси и Стасова создавалась и в XX веке, вместо сгоревшей или утерянной. При таком историческом восстановлении использовались не только рисунки архитекторов, но и словесные описания, а также акварели, запечатлевшие интерьеры того времени.



Источник:: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html


Остальные публикации о мебели

Компания
Доставка по Москве
Доставка по Росии
Интеренет-заказ мебели
Вакансии
Поиск партнеров
Награды и выставки
Новости


Магазины
Магазины в Москве и Подмосковье
Магазины в России
Информация
Словарь мебельных терминов
Каталог мебели

Стулья
Столы
Диваны
Кресла
Журнальные столики
Банкетки
Оттоманки
Чайные столики
Столики консоли
Этажерки и подставки
Комоды и тумбы
Письменные столы
Стеллажи и витрины
Напольные вешалки
Зеркала
Контакты

Москва +7(499) 753-00-95
Без выходных с 9.00 до 21.00

Поделиться ссылкой


Copyright © 2022-2024 amadey.ru. Все права защищены.
Предоставленная на сайте информация несёт справочный характер. Информация на сайте не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ. До оплаты товара удостоверьтесь во всех для вас важных характеристиках в товаре и условиях его эксплуатации.