Русская мебель в 1820-30-е годы:
ампир
В 1910-х годах на смену изысканным легким
пропорциям мебели первого десятилетия XIX века, тесно связанным с мебелью
второй половины XVIII века (т. е. классицизмом екатерининского времени), пришли
торжественная парадность форм и богатое разнообразие декора. Главная отличительная
черта мебели ампира - строгое подчинение законам архитектуры. Для нее характерны
"архитектурные" вертикальные и горизонтальные членения, архитектурные
детали и принципы декора; орнаментация сконцентрирована в отдельных местах,
по контрасту с большими широкими гладкими плоскостями дерева. Особенно близость
к архитектурным формам заметна в крупных предметах: секретеры, шкафы, бюро
стали оформлять колоннадами, портиками, нишами, арками, фронтонами, карнизами;
нижняя часть письменных столов решалась в виде арок и ниш; ножки столов -
в виде колонн с базами и капителями, проножки - в виде ступеней с фигурами
сфинксов.
Продолжает использоваться подбор фанеры с
разными текстурами древесины, до конца 1920-х годов остается вставка из темного
дерева по краю больших плоскостей. Новый прием, характерный для этого времени,
- сочетание нескольких пород дерева в одном предмете, например преддиванный
стол с подстольем из карельской березы и столешницей из красного дерева или
ореха.
Диваны ампира, в отличие от аналогичных предметов мебели первого десятмлетия
XIX века, теперь часто представляют собой огромные сооружения, занимающие
весь угол комнаты и ограниченные вместо локотников высокими боковыми стенками
с резными колоннами. Наверху они украшены точеными шарами или вазами, а мощные
опоры часто имеют вид львиных лап. Встречаются диваны в форме ладьи, а также
диваны и кресла с резными фигурами львов, грифонов или сфинксов по сторонам.
Гладкие поверхности спинок часто покрыты фанерой из карельской березы или
красного дерева.
Больше, чем в предшествующее время, используется
резьба и позолота, причем наиболее распространенными становятся военные сюжеты,
а также орлы, грифоны, кони, лебеди, змеи (в виде которых решаются опоры локотников
диванов и кресел, опоры для досок столов). В прорезных спинках стульев и кресел
изображаются птицы с раскрытыми или сложенными крыльями, скрещенные факелы,
щиты, связки стрел, лавровые венки. Военные атрибуты отражают настроения времени.
В отделке русской мебели 1920-30-х годов используется расписное стекло, а
также вышивки бисером, шерстью и шелком, которые помещали под стекло в предкаминных
экранах и в дверцы шкафчиков. Отделочный материал, используемый для обивки,
- одноцветный шелк. Полированное светлое красное дерево или орех хорошо сочетались
с желто-золотистыми, ярко-зелеными и ярко-красными шелковыми и шерстяными
тканями. Такие же ткани вставляли в дверцы шкафов, часто служили фоном для
ажурных металлических сеток или резьбы. Использовались также однотонные полосатые
ткани и зеленый и красный сафьян.
Для русского ампира характерны мебельные ансамбли, создававшиеся русскими
мастерами для дворцовых интерьеров по проектам К. И. Росси (1775-1849). Карл
Иванович Росси - архитектор, сыгравший столь важную роль в создании образа
ампирного "александровского" Петербурга, и известный такими своими
работами, как ансамбль арки Главного штаба или здания Сената и Синода, - в
эти же годы проектировал интерьеры своих зданий и их наполнение: мебель, осветительные
приборы, бронзовые изделия, дверные ручки и пр. При перестройке Аничкова дворца,
при создании Елагина и Михайловского дворцов, при строительстве здания Главного
штаба, библиотеки дворца в Павловске и др. мебель Росси проектировал сам.
Сохранилось довольно много стульев, столов, кресел, диванов и шкафов, сделанных
по рисункам Росси. Лучшие образцы мебели по его рисункам - предметы интерьера
Михайловского дворца, а также интерьер библиотеки в Павловске: шкафы, столы,
витрины из полированной березы с черной резьбой и обивкой сидений из зеленого
сафьяна. Часто проекты Росси воплощал в жизнь мастер Василий Бобков, а также
Г. Гамбс, А. Тур и др.
Для парадных комнат Росси предпочитал создавать
сплошь золоченую или окрашенную в белый цвет мебель с золоченой резьбой. Часто
гарнитуры выполнялись из красного дерева, карельской березы, клена, ореха,
тополя. Иногда использовались накладки из позолоченной бронзы. Мебель Росси
парадна и торжественна, ее формы массивны, а резной декор обилен и пышен.
У глубоких кресел и стульев верхняя планка спинки скруглена, ножки выдвинуты
вперед, локотники украшены резными листьями аканта. В декоре Росси отказывается
от характерных для мебели его времени мотивов, связанных с животным миром
(птичьих крыльев, орлиных лап и голов, львиных масок); он пользуется в основном
античным растительным орнаментом, причем особенности форм его пальметт, венков,
акантов, мотивов рога изобилия и лиры настолько индивидуальны, что позволяют
легко опознать мебель, исполненную по его проектам. В обивке Росси отдавал
предпочтение сочетанию белого с желтым или оранжевым, а также белого с синим
или голубым; изредка использовались бледно-сиреневый и бледно-зеленый цвета.
Значительное влияние на развитие русского
мебельного искусства оказал и другой известный архитектор - В. П. Стасов (1769-1848).
По его проектам создавалась отделка комнат Александра I и Марии Федоровны
в Царскосельском дворце в начале 1820-х годов, где штоф и разноцветный мрамор
стен сочетались с бронзой, хрусталем и мебелью из ценных пород дерева. Спроектированная
Стасовым мебель выполнялась мастерами Г. Гамбсом и А. Туром.
Мебель из красного дерева и карельской березы, созданная по проектам Стасова,
строже по формам, чем мебель К. Росси, часто пышная и перегруженная деталями.
По-видимому, Стасов ввел новую конструкцию стула и кресла с так называемой
боковой рамой, которая продержалась в русской мебели около тридцати лет. При
такой конструкции две боковые плоскости (каждая состоит из передней и задней
ножки и стойки спинки) на высоте сиденья рамы соединялись между собой двумя
поперечными брусками, а стойки спинки - поперечной плоскостью, украшенной
резьбой. Для таких стульев использовалось вкладное сиденье (впервые такие
сиденья использовались в русской мебели петровского времени) в форме трапеции.
Простота, удобство и рациональность конструкции обеспечили ей широкое распространение.
Мебель с боковой рамой становится в России излюбленной и почти единственной
формой бытового стула (видоизменяется только резной декор). Такая мебель производилась
в больших количествах, ее любят за прочность и простоту, и вскоре она становится
характерной не только для интерьера дворянских домов, но и для гостиных в
домах купеческих.
Мебель по проектам Росси и Стасова создавалась и в XX веке, вместо сгоревшей
или утерянной. При таком историческом восстановлении использовались не только
рисунки архитекторов, но и словесные описания, а также акварели, запечатлевшие
интерьеры того времени.
Источник:: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html
|
|