Россия. Начало XYIII века.
Конец XVII—начало XVIII в. были переломным
периодом в истории России: преодолевалась вековая отсталость, укреплялось
государство, развивалась про мышленность, организовались регулярная армия
и военный флот. История России этого периода неразрывно связана с личностью
Петра I—крупнейшего политического деятеля той эпохи, преобразователя страны.
В 1703 г. Петр создает новую столицу—Петербург, где и сосредотачивает строительную
и архитектурную деятельность.
В конце XVII—особенно в начале XVIII в. искусство
становится преимущественно светским, что проявляется в изменении характера
архитектуры, обращающейся к европейским формам. Петербург застраивается деревянными
зданиями, имитирующими каменные и кирпичные, что повлекло за собой и развитие
деревянной скульптуры. Петр 1 переводит всех московских резчиков в Петербург,
где организует специальные мастерские.
В 1725 г. в Петербурге основывается Академия
наук с гимназией. Способных молодых людей посылают за границу для овладения
различными науками, искусствами и ремеслами. Для обучения столярному делу
направляют в Англию и Голландию. В начале XVIII в. создаются первые специальные
художественные учебные заведения.
Подготавливая собственных мастеров, Петр
1 также зовет для работы в Россию иностранных ученых и специалистов, в том
числе столяров, обойщиков мебели, резчиков, токарей по дереву, каретников
и позолотчиков. В начале XVIII в. в Петербурге были созданы такие сооружения,
как Петропавловская крепость (1712—1713, Д. Трезини), Летний дворец Петра
1 (начат в 1711 г. Д. Трезини, окончен в 1714 г. А. Шлютером); дворцово-парковый
ансамбль в Петергофе, дворцы Монплезир, Марли, Эрмитаж (И. Браунштейн, А.
Леблон, Н. Микет-ти, П. М. Еропкин, М. Г. Земцов и Т. Усов); здание двенадцати
коллегий (1722—1733, Д. Трезини); первое здание Адмиралтейства (1732—1738,
И. К. Коробов); Кунсткамера (1718—1734, Г. И. Маттарнови, М. Т. Земцов). Они
были строги и просты по форме. Даже в дворцовых помещениях интерьеры отличались
простотой и скромностью.
Стены комнат и залов отделывали деревянными
резными панелями. В интерьерах появились зеркала, серебряные люстры, кафельные
печи, картины, в основном изображающие морские пейзажи. Пол выполняли из керамических
плиток или паркета. Мебель—шкафы, витрины, дубовые стулья и кресла, обитые
кожей, с резьбой и точеными деталями — располагали вдоль стен.
Характерным примером решения интерьера этого
периода является кабинет Петра 1 с дубовыми панелями в Большом Петергофском
дворце, отделка которого осуществлена по проекту архитектора А. Леблона, а
резные украшения, составляющие главное достоинство кабинета, сделаны приехавшим
по приглашению Петра 1 из Франции Николаем Пино.
В убранстве интерьеров начала XVIII в. большое
место занимало дерево, из него выполняли стенные панели, дверные и оконные
откосы, карнизы, полотна дверей. В интерьер вводятся резные панно из древесины
дуба, ореха, чинара. Часто панно подкрашивают или дополняют росписью. Деревянные
элементы интерьера и мебели отделывали тонированием с дальнейшим вощением,
резьбой, иногда с подкрашиванием.
Интерьеры дворцов начала XVIII в. обставляли
мебелью русской работы и привозной. В этот период в русской мебели определяющим
является влияние барочных форм мебели, особенно в голландском и английском
варианте. Однако для русской мебели продолжают оставаться характерными несколько
приземистые формы со скульптурной обработкой несущих деталей.
Основными видами художественной отделки мебели
были резьба и точеные детали. В конце первой четверти XVIII в. на мебельных
изделиях появились вставки из наборного дерева. Иногда мебель украшали росписью
масляными красками (столик в Эрмитаже, погребец в Оружейной палате), которая
в дальнейшем получает широкое развитие.
Для изготовления мебели в основном применяли
дуб. Поверхность изделий тонировали в темный цвет и отделывали под воск. Во
дворцах применяли мебель из ореха и красного дерева, при отделке мебели покраской
— березу. Обивали мебель гладкой и тисненой кожей, цветным бархатом и сукном.
Обивку обычно крепили гвоздями с расположенными близко друг к другу шляпками.
Одной из особенностей мебели петровской эпохи было то, что она подбиралась
для оборудования того или иного помещения из отдельных предметов, близких
по формам, древесине и отделке. Стулья и кресла разнообразной формы, однако,
как правило, имели спинку значительной высоты, глухую или со сквозной доской.
Обвязь сиденья широкая, ножки точеные или изогнутой формы, называемые кабриолями,
в верхней части у царги ножка сильно расширялась, внизу образовывала птичью
лапу, держащую шар. Бывали ножки прямые, гладкие четырехгранного сечения.
Подлокотники имели изогнутую форму. Изготовляли банкетки с мягким сиденьем.
Наиболее характерный пример петровской мебели—
Адмиралтейское кресло Петра I, находящееся в Летнем дворце. Столы различны
по величине и назначению. Крышки прямоугольные или квадратные, подстолье массивное
с резными украшениями, часто с выдвижным ящиком. Точеной формы ножки скреплялись
широкой пронож-кой. Для увеличения площадки стола крышку иногда делали раздвижной.
Наиболее популярны были шкафы для платья
двустворчатые прямолинейной формы с массивным карнизом; большие данцигские
с картушем, врезанным в карниз, с шарообразными ножками, пилястрами и филенчатыми
створками со сплошным резным крупным рель-еф"м; шкафы-поставцы небольшого
размера с глухим, несколько выступающим вперед низом и верхней застекленной
частью. Зеркала обрамляли профилированной или резной рамой, верхнюю часть
рамы обычно украшал сложный орнамент. Отдельные формы мебели начала XVIII
в. (например, стулья с высокими спинками, рамы зеркал) существовали продолжительное
время.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|