Россия. Вторая треть XIX века.
В русской архитектуре второй трети XIX в.
отражается сложное переплетение различных направлений. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве начинается спад.
Рядом с классицистическими решениями появляются эклектические, в которых утрачивается стилистическое единство: в одном и том же сооружении (например, в Большом Кремлевском дворце в Москве, Мариинском,
Ново-Михайловском дворцах в Петербурге) помещения оформляются в различных
стилях: готическом, мавританском, помпейском. Вместе с тем техническое выполнение
краснодеревных работ отличалось высоким мастерством. Так, в Большом Кремлевском
дворце в Москве (1838—1849, К. А. Тон), Мариинском дворце в Петербурге (1839—1845,
А. И. Штакеншнейдер) есть уникальные произведения резьбы по дереву.
В Кремлевском дворце двери выполнены из массива
ореха, кавказской чинары, палисандра и украшены сложным резным орнаментом
в сочетании с инкрустацией. Части их составлены без применения клея так, что
они незаметны. Паркеты из большого числа (от 20 до 60) разнообразных пород
древесины отличаются необычайно тонким сочетанием цветовых оттенков. В мебели
многих помещений сильно подражание стилю рококо. Мягкие стулья, кресла, диваны
снабжены позолоченными резными деталями, обиты узорными шелковыми и парчовыми
тканями.
В залах Мариинского и Зимнего дворцов (по
проекту А. П. Брюллова и В. П. Стасова) мебель выполнена в стиле классицизма,
однако более утяжеленная и перегруженная. Первым по времени появления ретроспективным
стилем XIX в. была псевдоготика, т. е. использование готических мотивов декора.
Один из характерных примеров этого направления—интерьеры коттеджа архитектора
А. Менеласа для Николая 1 в петергофской Александрии (18.27—1829). Принципиальным
новшеством является появление специальной столовой. Раньше в XVIII—начале
XIX в. обедали либо в кабинете, либо—при больших приемах — в парадных' залах.
Особый интерес представляет решение интерьера спальни. Стены, обивка мебели
и портьеры выполнены из ситца, что говорит о возрастающей роли этого материала
в интерьере. Двуспальная кровать придвинута изголовьем к стене и отделена
от остального помещения ширмами. В ногах расположена обтянутая материей корзина
для хранения подушек.
Жилые интерьеры того времени отличаются сдержанностью
и умеренностью убранства и близки европейскому стилю бидермейера, отличаясь
от него лишь большей теплотой и полихромностью. Мебельные изделия становятся
проще и интимнее, уменьшается их величина, облегчается форма. Резьбу выполняют
в том же • материале, что и сам предмет. В отделке преобладает лакировка.
Из облицовочных материалов предпочитают палисандр, темный орех, черное дерево
и его имитацию. Некоторые изделия инкрустируют металлом и черепахой. Для обивки
продолжают применять пестрый шелк с фактурным орнаментом, полосатый ситец
с букетами, шерсть с вышивкой, бархат, плюш, кожу. Часто в мебельные изделия
включают элементы из цветного стекла, для отделки применяют изобретенные анилиновые
красители.
Основная черта интерьера этого периода—гладкие
стены, покрытые клеевой краской, немногочисленные картины, портреты, акварели
в окантовке или в рамках из красного дерева или карельской березы с темными
квадратами на углах. В жилых помещениях стали рас ставлять мебель иначе, чем
в начале XIX в. Все пространство заполняли одинаково, не выделяя центральную
часть гарнитуром или подобранными двумя-тремя предметами. Интерьер членили
на уютные уголки.
С середины XIX в. в России входит в быт венская
мебель, основным конструктивным элементом которой служит гнутый тонкого сечения
стержень из бука и фанерные детали или сетка из трав, плетенная машинным способом.
Стремление к уюту и разнообразию приводило зачастую к перенасыщению помещений
мягкой мебелью, различными столиками, шкафами, этажерками, комодами. Двери
и окна декорировали тяжелыми портьерами и драпировками, на стенах размещали
многочисленные картины—пейзажи, портреты, фотографии, репродукции художественных
произведении в различных рамах. Широко используют скатерти. В' интерьерах
все большую роль начинает играть зелень, которая либо образует трельяжи—зеленые
изгороди, либо ей придают форму кустов. В интерьере появляется большое число
специальных подставок под цветы (жардиньерки).
С середины XIX в. развивается художественная
мануфактурная промышленность. Быстро растет число фирм, изготовляющих предметы
интерьера. Возникают новые фабрики и мастерские. Открываются специализированные
магазины, которые стали заменять продажу изделий непосредственно в мастерских.
Причем в магазинах продавали не только готовые, но и белые изделия, т. е.
без отделки, а также отдельные детали. Покупатель мог заказать отделку изделия
по своему вкусу, например, подобрать к каркасу стула спинку, вызвать обойщика
на дом и т. д.
С 1829 г. систематически проводились (один
раз в два-три года) Всероссийские выставки художественной мануфактурной промышленности
в Петербурге, Москве, на которых экспонировали изделия русских фирм. С середины
XIX в. начинает развиваться наука о мебели. Проводятся первые исследования
зависимости размеров мебели от ее функций. На их основе была найдена кривая
спинка мебели для сидения, определены основные габариты изделий. Выходит много
книг, специально посвященных обработке дерева и мебельному искусству, в которых
подробно и на достаточно высоком уровне описываются технологические приемы
обработки древесины и сообщаются сведения о материалах.
Однако эклектизм в архитектуре и мебели,
возникший в 30—50-е годы XIX в., продолжает развиваться и достигает наивысшего
развития в 60—80-е годы.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|