Франция. XV—XVI века.
Художественные формы эпохи Возрождения начинают
распространяться во Франции в конце XV в. и в XVI в. достигают своего расцвета.
Французское Возрождение подразделяют на четыре периода: переходный период
(1498—1515); раннее Возрождение (1515—1547); зрелое Возрождение (1547—1589);
позднее Возрождение (1589—1646).
Уже в первые периоды развития стиля возникают
новые типы мебели. Так, появился дрессуар — посудный шкаф (поставец),
развившийся из сундука, поднятого на стойки. Дрессуар расчленен пилястрами
или колоннами на отдельные филенки, которые густо заполнены рельефным резным
орнаментом. Распространяются кресла и стулья, обитые тканью или кожей, украшенные
бахромой и тесьмой. У кресел встречаются плетеные сиденья и спинки.
Сундуки и лари декорируют медальонами с изображением голов.
Кровать—это целое архитектурное сооружение,
снабженное колоннами, балдахином, богато украшенным резьбой изголовьем. Если
в готическом стиле главным материалом для изготовления мебели был дуб, то
теперь его место занял орех. Характерными декоративными мотивами в мебели
раннего французского Возрождения были пилястры и карнизы, панели с арабесками,
головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки и развевающиеся
ленточки, точеные колонки в виде балясин или канделябров с пламенем вверху,
пилястры между филенками и герб короля в виде или красиво переплетенной монограммы,
или его же эмблемы — саламандры в огне, украшенной сверху королевской короной.
В период зрелого Возрождения—стиль Генриха
II— в мебели преобладают пышные древнеримские мотивы.Мебель украшают сильной
рельефной резьбой, изображениями фантастических животных, портиками на шкафах,
на глади стенок и на косяках делают неглубокие ниши, обрамленные и обработанные
архитектурными мотивами в античном характере. Фронтоны, завершающие колоннады,
делают разорванными и между боковыми частями ставят бюст, статуэтку, вазу
или небольшую триумфальную арку. Характерной мебельной формой позднего французского
Возрождения является двухкорпусный шкаф (рис. 24, а), в решении которого широко
применяют архитектурные элементы. Лицевая сторона шкафа строится как архитектурное
сооружение, как фасад здания: с колоннами и фронтоном. Поверхность фасада
и выдвижные ящики над нижним корпусом иногда обогащаются прямоугольными вставками
из мрамора, на филенках располагаются неглубокие ниши со статуэтками или выполненные
низким рельефом фигуры античных божеств. Для сидения изготовляют дощатое кресло
с высокой резной спинкой.
Особенно пышную форму приобретают парадные
столы, боковые щиты которых сохраняют проемы, как в эпоху готики, но этим
проемам придают форму античной арки с мощными каннелированными колоннами по
сторонам. Толстый брус, связывающий боковые щиты, опущен к полу и образует
массивное основание, на котором стоит ряд точеных балясин. Мебель во Франции
сначала развивается под влиянием и при участии итальянских мастеров. Однако
довольно скоро появляются собственные мастера, которые объединяются в самостоятельные
художественные школы.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|