Франция. Первая половина XVIII века.
Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой
направленности в искусстве. В мебели развивается так называемый стиль регентства.
Мебель стиля регентства сохраняет черты французского барокко (стиль Людовика
XIV) как в композиции, так и в орнаментике изделий, но формы предметов и их
декоративное решение становятся значительно легче . Классические орнаментальные
мотивы вытесняются легкими растительными арабесками. В орнаменте главенствует
симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает
впечатление легкости.
Стиль регентства в мебели наиболее полно
выразился в работах Шарля Крессана (1686—1768). Большого совершенства мастер
достиг в маркетри, используя древесину амаранта, розового и фиалкового дерева.
Мебель Крессана обильно покрыта прихотливо извивающимися бронзовыми украшениями,
изображающими стебли растений, листья, цветы, которые обвивают ручки комодов,
их ножки и профили. Крессан сам исполнял модели своих бронзовых
украшений. Особенно славились выполненные им угловые украшения, изображающие
в изящном повороте женские головки с высоко зачесанными волосами и словно
цветок вырастающие из стебля.
Во второй четверти XVIII в. сформировался
в основных чертах стиль рококо. Появление и развитие стиля рококо связано
с именем Ж. О. Мейссонье — ювелира, скульптора и архитектора, автора многочисленных
проектов интерьеров и изделий декоративно-прикладного искусства. Во Франции
стиль носит название рокайль (rocaille франц.)—отделка кусками камня и раковинами,
развитие которого совпало с правлением Людовика XV (1723—1774), и по принятой
в прошлом традиции этот стиль в литературе часто называют стилем Людовика
XV.
Период правления Людовика XV связан с быстрым
экономическим развитием и ростом богатства Франции. Придворные и аристократические
круги—обладатели значительных богатств—стремятся к роскошной жизни, комфорту.
Это обстоятельство отражается на характере архитектуры и искусства.
Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями
более интимного, камерного, характера с уютными изящными интерьерами. Появляются
будуары, кабинеты. Меняется характер структурной организации помещений, В
интерьерах более значительную роль начинает играть мебель, котосую размещают
группами с целью создания большего комфорта. Центр интерьера—невысокий камин,
покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Каминную доску украшают
часами, канделябрами, разнообразными украшениями. Над камином размещают большое
зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще значение зеркал в убранстве
интерьера, особенно к салонах и будуарах, чрезвычайно возрастает. Зеркала,
развешиваемые на стенах и расставленные на разнообразных столиках, усложняли
пространство интерьера и как нельзя лучше соответствовали царящему в придворных
кругах стремлению к театрализации жизни, превращению ее в своеобразную игру.
В интерьерах стиля рококо отсутствуют монументальность и неподвижность, все
подчинено стремлению создать впечатление движения. Предпочтительные колористические
решения также призваны создавать впечатление легкости, праздничности. Наиболее
распространенные цветовые решения"—белое с голубым, светло-зеленым или
розовым (пастельные тона). Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо—позолота.
Представление об интерьере как целостном
ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся
достигнуть полного стилевого единства всех составляющих комнатного убранства:
декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей
и т. д.
В декоративном убранстве интерьеров применяют
самые дорогие экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото.
Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства.
В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование
фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные
обои для оклейки стен жилых помещений.
Черты стиля рококо в мебели складывались
постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась
мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие
и откидываются назад, сиденья шире и мягче. Корпусная мебель теряет архитектурное
построение, в декоре все реже встречается лист аканта, в орнамент часто вводят
живо трактованные ветви растений и цветы. В расположении отдельных фигур,
букетов, завитков больше свободы.
В результате стремления к комфорту появились
новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло) (рис. 32,
а), диван в форме соединенных двух-трех кресел, секретер на высоких
стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных
отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик,
женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные
тумбочки, разнообразные рабочие столики.
Среди предметов корпусной мебели наибольшее
распространение получает комод (француз, commode— удобный), как правило, с
двумя выдвижными ящиками. Объем комода становится все более пластичным—стенки
изогнуты-в вертикальном и горизонтальном направлениях, покрыты узором маркетри
(ветви растений, корзины с цветами и лентами), который свободно располагается
на поверхности комода, маскируя* его ящики.
Формы всех видов мебельных изделий изящны
с характерными плавными, текучими линиями.
Стулья, диваны и кресла обивают бархатом
или шла лерами. Орнамент обивки менее торжественный. Иэвест на серия шпалер
"Басни Лафонтена", исполненная по рисункам художников Франсуа Буше
(1703—1770) и Жана Батиста Удри (1686—1755) для Версаля, а затем неоднократно
повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью
и цветочным узором.
Для маркетри в мебели стиля рококо применяют
дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму,
лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к
искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым
природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рскоко заменили бронзовые накладки.
Интерес к искусству Востока, в частности
Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных
изделий. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях:
например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые
доски вделывают в новую мебель. В европейском искусстве усиливается подражание
китайским образцам. С 60-х годов XVII в. стремятся разгадать секрет китайских
лаков. Создается целая отрасль художественного производства, а в 1713 г. при
мануфактуре Гобеленов открывается лаковая мастерская. Особенно высокими художественными
качествами отличались лаки братьев Мартен, которые освоили изготовление китайских
лаков.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|