Франция. Вторая половина XVIII века.
Во второй половине XVIII в. редеют ряды приверженцев
стиля рококо. Появляются призывы к более рациональному направлению искусства.
Этим требованиям соответствовал новый стиль—классицизм, возродивший античные
художественные формы. Во Франции стиль классицизма установился около 1770
г. и получил название стиля Людовика XVI. Появлению стиля классицизма способствовали
раскопки, проведенные в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), труды историка
И. Винкельмана (1717—1768), знаменитая серия офортов "Римские древности"
(1748) итальянского архитектора и графика Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778),
деятельность архитектора Жака Франсуа Блонделя, с 1756 г. возглавлявшего парижскую
Академию архитектуры.
Более простой и строгий стиль классицизма
больше соответствовал духу буржуазии. С развитием классицизма иные черты приобретает
интерьер, в котором отражается принцип архитектонич-ного решения стен и потолков,
четко выявляются основные плоскости, скупо и утонченно решается декор.
Стиль классицизма снова обращается к античному
искусству как к идеальному образцу. Античность господствует и в ордерном уборе
архитектурных ансамблей и в обстановке интерьеров.
В решении форм мебельных изделий мастера
классицизма обращаются к образцам Древней Греции и Риму. Предпочтение отдается
прямым линиям, господствует ясность и гармоничность пропорций, декор лаконичен.
Вводятся античные орнаментальные мотивы: меандры, нити жемчужника, акантовые
листья, дубовые и лавровые гирлянды. Однако стиль рококо не прошел бесследно
и орнамент обогащается реалистически трактованными цветами и ветвями.
По сравнению с мебелью стиля рококо форма
диванов, кресел, стульев проще и спокойнее, ножки выпрямляются
и обычно решаются в виде тонкой стройной суживающейся книзу колонки, покрытой
каннелюрами, в которых пробегают тончайшие бронзовые гирлянды, иногда обвивающиеся
вокруг ножки. Подлокотники также выпрямляются и часто опираются на волюты
с акантовым листом.
Развиваются несколько типов стульев и кресел;с
овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающей на обе стороны
гирляндой или завитком; с четырехугольной спинкой со срезанными по вогнутой
дуге верхними углами с повышенной серединой, украшенной резьбой, с двумя резными
шишками по краям спинки. Все деревянные части изделия покрыты протянутыми
параллельно рядами бус, акантовых листьев, иоников и других античных мотивов.
Желание правдиво выявить конструкцию способствовало появлению почти обязательного
декоративного приема: углы царги (рамы сиденья стула) обрабатывают в виде
маленького куба со вписанными в него с двух сторон резными розетками.
Мебель для сидения выполняют из резного дерева,
окрашивают в светлые тона (белый, фисташковый, нежно-серый и голубой), обивают
полосатыми светлыми шелковыми тканями с мелкими цветочками и гирляндами, китайским
шелком, вышитыми тканями.
Разнообразны типы корпусной мебели. Особенно
популярны были бюро, секретер с приподнятым на высокие ножки
корпусом, по-прежнему широко используют комоды,
но они становятся более геометричными по форме. Ящики комодов четко выявляются
на фасаде, чему способствуют тонко проработанные полоски и решеточки, выполненные
в низком рельефе, и накладки из бронзы. Появляются туалетные столы с вращающимся
на горизонтальной оси зеркалом и напольные зеркала на двух стойках.
В 1769 г. Ж. А. Ризенер (1725—1806) изобрел
механизм для откидывания цилиндрической крышки бюро, с тех пор бюро находят
все большее применение. Знаменитое бюро короля Людовика XV было начато учителем
Ж. А. Ризенера Ж. Б. Обеном. Ризенер поместил в это бюро механизм для откидывания
цилиндрической крышки и выполнил маркетри. Бронзовые украшения были отлиты
и отчеканены Дюплесси.
Многие мебельные изделия, особенно более
ранние, украшены маркетри, набранным кусочками светлых и темных пород дерева.
Мотивами набора были букеты цветов, развевающиеся ленты, пастушеские свирели,
бубны. Композиция набора замыкалась в четырехугольник, круг или овал, вне
которого набирался рисунок, имитирующий сетку, шашечную доску или узоры паркета.
В более поздний период мастера отказываются от маркетри и широко применяют
гладкую фанеру красного дерева с легкой бронзовой отделкой. Филенки красного
дерева инкрустируют наборами из различных цветных, нередко экзотических пород
дерева (сатиновое, розовое и др.). Обрамления выполняют породами более темных
оттенков (туя, палисандр, черное дерево).
Иногда в декор мебели вводят расписные фарфоровые
накладки, изготовленные в Севре, близ Парижа, на мануфактуре, основанной в
1756 г., либо керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне, изготовляемые
английским заводом Веджвуд.
Широко применяют украшенные бронзовыми скульптурными
группами каминные часы, канделябры, таганы, стоящие у каминов, и т. д. В мебели
бронзовые украшения стали подчиняться общей композиции и выполнялись в низком
рельефе. Наиболее прославленными бронзовщиками этого времени были П. Гутьер
и П. Ф. Томир.
Искусство мебели во Франции во второй половине
XVIII в. достигло высокого уровня. В Париже вместе с французскими работали
и приезжие мастера: Обен, Ризенер, БенеМан, Вейсвейлер. Наравне с Ш. Крессаном
и Ж. Жакобом очи явились подлинными творцами французского мебельного искусства.
Большой вклад в развитие мебели классицизма внес Жорж Жакоб (1739— 1814),
который ввел в мебель мотив куба с резной розеткой в месте крепления ножки.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|