Италия. XVII век.
На смену эпохе Возрождения в конце XVI в.
пришел новый стиль—барокко (итал. Ьагоссо, буквально— странный, причудливый),
который господствовал в Европе до середины XVIII в. Барокко связано с дворянско-церковной
культурой зрелого абсолютизма. Барокко свойственны контрастность, стремление
к величию и пышности. Особенной роскошью отличаются интерьеры. Широко
используют лепку, скульптуру, роспись. Помещения отделывают дорогостоящими
материалами: мрамором и позолотой. Внутреннее пространство помещений зрительно
увеличивают за счет введения иллюзорного пространства живописных плафонов.
Так же пышно оформляют мебель. Консоли (пристенные
столы), скамьи, столы, кресла и бюро-кабинеты отличаются большим разнообразием
форм. В технике изготовления мебели в эпоху барокко фа-нерование
и техника деревянного набора становятся основными способами отделки.
Мебель для сидения становится более удобной:
у кресел появляются мягкие сиденья, спинки с отвалом, удобные подлокотники. В то же время усложняется пластическое решение мебельных
изделий и их многообразие. Кресла барокко снабжаются прямыми и конусными ножками
с кувшинообразным расширением в верхней части и изогнутыми. Но почти во всех
случаях кресла массивны, украшены резьбой и снабжены проногой или слегка изогнутой
крестовиной с резным вазоном посредине. Мягкую мебель обивают темным бархатом
с крупным узором.
Табуреты делают с расходящимися изгибающимися
ножками, которые имеют фигурные проноги и позолоченную рельефную резьбу. Сундуки
и лари, которые к этому времени по форме стали напоминать античные саркофаги,
уступают место шкафам, кабинетам и бюро-кабинетам. Для шкафов
характерны криволинейность очертаний в плане, наличие изогнутого карниза со
сложной скульптурной композицией, сложный силуэт.
Кабинеты изготовляли не только напольными
на ножках, но и настольными и миниатюрными, равными по размерам шкатулкам.
Особенно славились кабинеты Флоренции, которые отделывали черным деревом,
слоновой костью, перламутром, фаянсом, золочеными бронзовыми деталями. Для
их украшения часто использовали технику флорентийской мозаики: изображения
птиц, цветов выкладывали на дереве из тонких срезов камней.
Столы имели шести- или восьмиугольную форму;
края столешниц обрабатывали разнообразно, использовали резной орнамент. Применяемые
в период Ренессанса ножки в виде массивных опор заменяются одной точеной в
виде вазы, к которой с трех сторон примыкают особые кронштейны, оканчивающиеся
внизу звериными лапами. Все это подстолье стоит на массивном основании, также
сплошь покрытом резьбой.
Принципиальные изменения происходят в конструкции
кровати: остается балдахин, консольно крепящийся к стене, но поддерживающие
его высокие колонки исчезают. Тем самым объем кровати зрительно включается
в пространство помещения.
Мебельные изделия украшают новыми материалами:
костью, черепаховым панцирем, перламутром, фарфором и т. д.; столешницы и
лицевые поверхности—маркетри и каменной мозаикой. Мебельное искусство стиля
барокко наибольшее развитие получает на севере Италии. Особенно известна мебель
Венеции, она отличалась яркими росписями и лаками. Венецианские кресла характеризуются
усложненностью форм, отсутствием членений и богатством отделки.
Наряду с Венецианской развиваются Флорентийская
и Болонская школы. Кабинеты Болонской школы, также из черного дерева, имели
подстолья с ножками в виде витых колонн, передняя поверхность кабинета обработана
как фасад каменного здания: карнизы, тяги и профили. Часто такие кабинеты
имели завершение в виде парапета, который увенчан балюстрадой, украшенной
статуэтками из кости.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|