Древний Рим.
Понимание римлянами
своей миссии - управлять покорёнными народами, рационально использовать их
таланты, перенимать их лучшие достижения и распространять до самых отдалённых
границ Римской империи.
Практические римляне руководствовались прежде всего
разумом, а не чувством. Не открыв ничего кардинально нового в искусстве, они
тем не менее обладали хорошо развитым вкусом. Поэтому основными мастерами
в империи были либо рабы, либо подвластные греки.
Зато жилища римлян были не в пример уютнее
греческих. Дом римлянина был всеми помеще-ниями обращён внутрь, в перистиль,
а наружу выходили только глухие стены без окон. Тем не менее, стремление к
роскоши не знало предела, и выраже-ние "золотой дом Нерона" дошло
до наших дней как символ умопомрачи-тельного богатства.
Первоисточником понятия явился дворец императора
Нерона в Риме, выполненный в форме загородной виллы и отделанный сло-новой
костью, золотом и драгоценны-ми камнями. Конечно, дом римского патриция выглядел
не столь помпезно, однако был значительно более представительным (репрезентативным),
чем греческий.
Ибо здесь хозяин принимал своих клиентов
и не хотел "ударить в грязь лицом". Вокруг центрального зала (атриума)
располагались спальни (кубикулы) и столовые (триклинии). Причём различались
триклинии летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом
хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев,
местом уюта и тиши-ны. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с пор-третами
философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах. Как и у греков,
у римлян были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения
внутреннего пространства для тесных комнат.
В атриуме находился очаг, посвящённый богине
Весте, хранительнице дома. В нишах часто помещали бюсты предков - для демон-страции
гостям, которых принимали здесь же, в атриуме. Богатые дома могли иметь несколько
атриумов и несколько перистилей. В таблинуме находилась библиотека с папирусами
и манускриптами, а также архивом семьи. В доме существовали ещё термы (бани)
с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды, изящной бронзовой
угварью, фресковыми росписями. Имелась система центрального отопления, которое
осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский
водопровод. Жизнь семьи проходила под покровительством не только богини Весты,
но и духов-покровителей - гениев места и человека, которых называли ларами
и пенатами, и которым в доме воздвигались алтари.
Убранство парадных помещений дополняли изделия
из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого
дерева, фигуры человека или фантастических существ (заим-ствование из культуры
этрусков); двер-ные ручки-кольца с рельефным изобра-жением Медузы-Горгоны,
отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трёх ножках в виде
птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта.
Ещё одним ярким декоративным акцентом в доме
были произведения из мозаичного стекла (римляне применя-ли технику инкрустации
формы разными цветными кусочками). Эффектно смотрелись и сосуды из синеватого
или зеленоватого стекла-чаши, кубки, вазы в форме виноградной кисти, челове-ческих
фигур, птиц, рыб, животных. Особым изяществом отличались стеклянные объемы,
вдуваемые в стеклянные или серебряные ажурные футляры (так называемое кельнское
стекло). Все эти изделия украшались гравировкой, золочением или росписью,
имитирующей "двухслойное стекло" и придающей предметам сходство
со знаменитыми римскими камеями (резными камнями). С богатством городского
патрици-анского особняка могла соперничать лишь загородная резиденция - вилла.
Их планировка различалась только тем, что в вилле перистиль фактически пре-ображался
в сад.
К главной части дома примыкали хозяйственные
постройки, располагавшиеся по незамкнутому пря-моугольнику или полукругом.
Загородная жизнь, ведение хозяйства по иным, чем в городе, законам, получили
не только большую популярность, но и научное обоснование. В трудах римс-ких
авторов Варрона и Вергилия воспе-вались полезность физического труда и наслаждение,
доставляемое природой, а также предлагались методы целесооб-разного использования
земельного на-дела.
Римские патриции не слишком загружали особняки
мебелью, окружая себя лишь необходимым. Греческие формы приобретали у римлян
более богатое (а иногда и аляповатое) декоративное оформление. Существенным
новшевством, по сравнению с Грецией, было использование в мебели пластичных
украшений (резьбы по дереву и металлической пластики). Стремление к роскоши
привело к использованию дорогих материалов (золота, серебра, слоновой кости,
панциря черепахи). Иногда изделие мебели просто полностью высекалось из мрамора
или отливалось из бронзы.
Культура завоёванных народов влияет и на
римскую орнаментику. Кроме традиционных симметричных комбинаций цветов и листьев,
используются символические фигуры орлов, львов, сфинксов. Правда, они не носили
столь серьёзного (как у народов Востока) содержания, и именно у римлян мы,
впервые в истории, сталкиваемся с осознанной стилизацией.
Как и греки, римляне любили проводить большую
часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно
ставили три ложа (каждое - на трёх человек). Мужчины возлежали на них ("грековали"),
а жен-щины сидели на стульях. Тяжёлые прямоугольные столы для трапез были
деревянными, либо на од-ной опоре-в виде колонны, либо на трёх-в форме звериных
лап. В атриуме находились мраморные столики, украшенные резьбой, на которых
храни-лась посуда для гостей (столовые сереб-ряные сервизы, чаши, кубки).
Ложе имело точёные ножки прямо-угольной или
гнутой формы, или в виде лап животных. Полукруглые изголовья украшались инкрустацией
из кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей).
Каркас ложа обшивали бронзой или железом, на кожаных или пеньковых ремнях
укреплялся матрас.
В моде были ткани с каймой, которая, как
и в одежде, указывала на знатность хозяев. Такой тканью обтягивались подушки,
наби-тые пухом германских гусей, из неё шили покрывала. Римляне славились
выделкой меха и кожи, используемых в интерьере. Шёлковые ткани ввози-лись
из Китая. У ложа простирался "ко-вёр" из кубиков мозаики. В спальнях
стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трёх ножках- для светильников.
Обычная же кровать с низким изголовьем обычно
драпировалась и имела мягкую обивку. На базе кровати возникли известные носилки,
в которых знатный римлянин "был передвигаем" по городу.
Мебель для сиденья, опять-таки, похожа на
греческие формы. Особенно распространёнными в Римской империи были складной
курульный (парадный) стул и удобная, хотя и громоздкая, кафедра - кресло для
знати, созданное на основе греческого клисмоса.
Шкафы в жилище были непопулярны, ими обставлялись
в основном лавки. Вещи же хранились в сундуках. Наиболее солидный из них назывался
арка. Он был полностью обит железом, никогда не передвигался и служил для
хранения особо ценных вещей (такой себе "сейф" античности).
Итак, римляне ничего особенного к греческим
формам не добавили, разве что скрыли их простоту и ясность за вычурностью
декора. В мебели властвовал эклектизм, заимствовалось всё, что можно было
приспособить к господствующим вкусам.
Римским искусством завершилось искусство античности.
Но его достижения воскреснут впоследствии в романском стиле, эпоха классицизма
возьмёт их за образец, а "наполеоновский" стиль ампир вообще будет
нарочитой копией римского стиля.
Источник:: http://interior.com.ua/poz/style.htm
|
|