Барокко (конец XVI - первая половина XVIIIвв).
Впервые в истории искусства речь пошла о целом культурном движении,
потому что стиль и образ жизни людей становятся взаимосвязанными.
Барокко - слово итальянское и в переводе
синонимично слову "причудливый". Так назвали стиль его поздние противники
- классицисты XVIII века, которым формы барокко напоминали странную вычурную
раковину - результат игры "неразумной природы". История стиля неразрывно
связана с эпохой абсолютизма, в частности со временем правления французского
Людовика 14-го, "Короля-Солнце". Со временем это приводит к определенной
униформизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной
аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений,
вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто
театральное.
Основные элементы барочного стиля, так же,
как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко,
- это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные,
помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом
строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый
стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так
и называют: "стиль иезуитов".
Вместо средневекового мистического благоговения
церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих
средствами светского искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств
обширен; здесь и цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и музыка.
Новые социально-экономические отношения содействовали
развитию крупных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего
городского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные
градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать
власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные
парковые ансамбли. Принцип регуляции распространяется и на естественные формы
природы: деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм.
Искусство барокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления
перед, критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение
ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм,
портящему впечатление.
Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах
ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и
более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим,
перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные
просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь
этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр.,
повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.
Плавные геометрические линии Реннесанса сменяют
динамичные овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Спокойная
гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии
изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно поддающуюся гнутию, древесину
не так уж просто.
Так по необходимости возникает интереснейший
приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых
поверхностей склеивали кусочки фанеры.Шероховатости и неровности, неизбежно
при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда - обилие в барочной
мебели лаковой работы. Так из необходимости зародился интереснейший приём
отделки мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её лакировкой.
В эпоху барокко архитектурные формы в мебели
применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному
формообразованию подчас ведёт к известному произволу, к пренебрежению спецификой
материала.Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные
колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных
декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли,
раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь часто изготавливается
из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. В Италии мебель особенно
любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию
зеркальными пластинками. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.)
прямолинейные очертания тоже изгибаются; мебель становится более лёгкой и
уютной. Характерная новинка барокко - гнутая ножка - на целое столетие войдёт
в практику мебельщиков.
Мебель для сидения отличается скорее богатством
декоративных решений, нежели разнообразием типов. Она всё чаще обивается дорогими
декоративными тканями - глазетом, гобеленом и украшается бахромой.
В эту же эпоху впервые появляются так называемые
"гарнитуры" или "комплекты", состоящие из нескольких гармонирующих
друг с другом предметов обстановки. Появляется и один из важнейших предметов
мебели XVIII в. - комод с выдвижными ящиками.
Наиболее богато убранным предметом мебели
является кровать, которая приобретает форму некоего шатра из пышных занавесей
и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы. Традиция устраивать
парадные спальни с роскошными кроватями восходит к царствованию того же Людовика
XIV. Пробуждение и отход ко сну Короля-Солнца сопровождались пышными церемониями,
а королевская спальня превратилась из места отдыха в торжественный зал. Постепенно
спальня стала играть и роль приёмной: гостей принимали или лёжа в кровати,
или во время сложной процедуры одевания.
Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко
был А. Ш. Буль (1642-1732). После смерти придворного столяра он в 1679 году
возглавил мастерские в Лувре. С его именем связаны известные всему миру изделия
мебели в "стиле Буль". Они фанерованы чёрным деревом и богато украшены
бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, позолоченной
меди, олова и т. д. Булю принадлежит также и слава создателя классического
комода.Среди барочной мебели особенно хотелось бы выделить голландскую. При
соблюдении всех особенностей стиля, голландских мастеров не покидает здоровое
чувство реальности: их мебель целесообразна, нарядна, но никогда не перегружена
элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту и красоту текстуры
древесины.
Барокко и, плавно вытекающий из него, стиль
рококо до сих пор остались для массового сознания наиболее "роскошными"
и представительными художественными стилями.
Источник:: http://interior.com.ua/poz/style.htm
|
|