Классицизм (сер. XVIII - XIX вв).
Пресыщенность причудливыми формами рококо
вскоре вызвала в печати призывы к искусству более трезвому и рациональному.
И тут как нельзя кстати пришлась вновь воскресшая мода на всё античное. Буржуазные
просветители воспевают Римскую республику, учёные-историки пишут обширные
труды по античности, археологи раскапывают Помпеи и... пошло-поехало! Следовать
канонам "a la grecque" ("греческого стиля") становится
необходимым качеством всех "продвинутых" слоёв той эпохи. Так возник
классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) с его идеями о строгих ясных логичных
формах и разумной закономерности мироздания.
Классицизм именуют "стилем Людовика
XVI", и ему довелось стать последним "королевским стилем",
когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля
мебели. Немалую роль в распространении нового стиля сыграла всесильная фаворитка
короля - мадам Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые типы
мебели.
В середине 60-х годов XVIII в. убранство
помещений стало простым и строгим. Яркий пример - интерьеры покоев Людовика
XVI в Версале. Если в эпоху рококо даже большое помещение должно было производить
впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту -
они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных
размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной
по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями,
строгие пилястры и полуколонны. Предметов мебели здесь немного, но все они
устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы рококо постепенно "успокаиваются":
линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций,
равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому.
Изменение принципа построения лучше всего
обнаружить на примере мебельных ножек. Если в мебели рококо гнутые ножки непсредственно
"перетекали" из корпуса предмета, то в классицизме снова подчёркивается
их функция опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся
к низу колоннам.
В мебели классицизма уже нет той слитости
деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип.
Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания
предмета.
Мягкие элементы стульев и кресел обиваются
тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры,
нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко
употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой
отдельных деталей.
К прежним типам мебели в этот период не прибавляется
новых. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым
на высокие ножки кубическим корпусом. Много шедевров и среди комодов, исполненных
в новом стиле (иногда они надстраивались полками).
В завершение нельзя не упомянуть об английском
классицизме, который был не столь суров, как во Франции. Здесь законодателем
классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792). Побывав в Италии он
вернулся страстным поклонником античности и создал множество усадебных домов,
к которым сам же проектировал мебель. Один из наиболее известных его интерьеров
- приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами
наверху. Стволы этих колонн подлинные античные (найденные на дне реки Тибр
в Риме!), но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене,
придавая комнате величественный вид.
Популяризация Адамом "античного стиля"
также вытеснила из английской мебели формы рококо, ассоциировавшиеся с деятельностью
Чиппендейла. Особенно часто Адам содрудничал с фирмой "Шератон",
основанной Томасом Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг). Её мебель
отличалось благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Популярными
были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. С творчеством
Адама связано обогащение мебели новыми элементами, переход на светлые породы
дерева, в декоре - оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами.
Кроме Адама и Шератона в развитии английской
классицистической мебели большую роль сыграл Георг Хэплуайт (расцвет деятельности
- 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью;
отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает
на связь с предыдущем стилем Чиппендейла. Спинки, напоминающие формой щит,
выполняются либо ажурными, либо мягкими.
В Германии стиль рококо пустил столь глубокие
корни, что в отдельных областях он продолжал цвести еще в XIX веке. В самой
Франции рококо относительно долго - до начала XIX века - продержалось лишь
в ряде провинций, в частности - в Нормандии. Во Франции классицизм (стиль
Людовика XVI), раз возникнув, очень быстро становится господствующим стилем,
тогда как в немецком прикладном искусстве новые, более строгие и холодные
формы прививались лишь с большим трудом.
Сложившейся, в конце концов, в Германии и
Австрии разновидности классицизма именуются стилем цопф. Ему присущи простые,
даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными
формами французского классицизма.
Немецкая классицистическая мебель проникнута
духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично
барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы.
Вызванный к жизни идеями Просвещения классицизм
был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного
культивирования античных образцов). Однако вскоре шаблонное подражание античности
увело его в сторону холодной рассудочности.
Источник:: http://interior.com.ua/poz/style.htm
|