Модерн (кон. XIX - нач. ХХ вв).
XIX век известен, как "век великих открытий
и изобретений". Но вот в культурном плане он оставил в наследство ХХ
веку полную неразбериху. Стиль XIX столетия был романтическим, эклектическим,
а в самом же конце века стрелка вкусов вообще перестает указывать в каком-либо
определенном направлении. Поскольку машина все еще не в состоянии осуществлять
орнаментальную форму для производимых ею целесообразных вещей, для их украшения
прибегают к формам и декору предыдущих эпох (электрическая лампа в форме свечи).
Перемены в социально-экономической структуре
общества породили новые потребности, поставившие перед художниками задачу
по освоению таких приемов и средств декоративного оформления предметов, которые
лучше соответствовали бы актуальным целям и материалам. Справиться с этой
задачей можно было лишь при решительном освобождении от груза традиций. В
условиях растущего темпа деловой жизни снова усиливается стремление к удобству,
разумному комфорту. Для квартир в доходных домах требовалась легкая, "мобильная"
меблировка. Целесообразность, удобство, учет и использование возможностей
новой техники, машинного труда - таковы общие принципы, стоящие на повестке
дня.
Уже в 90-х годах передовые художники, которым
перепевы старого надоели до оскомины, начинают энергичные поиски новых путей,
новых форм.
Эклектическому реставраторству они противопоставляют
культ машины, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон).
Новое движение ведет свое летосчисление с
того момента, когда группа художников в знак протеста против официального
академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации
"Glaspalast". Отсюда происходит и наименование стиля: сецессион
(от лат. secessio - отделение, уход), которое привилось в Австрии. В Германии
для обозначе-ния этого направления в искусстве бытовал и термин "молодой
стиль", югенд-стиль (Jugendstil), во Франции - "новое искусство",
арт нуво (art nouveau), в России и Англии - "современный стиль",
"стиль модерн" и "либерти" (по имени владельца одного
из лондонских мебельных магазинов).
Основные принципы нового стилевого направления
первым сформулировал активнейший идеолог и практик модерна Ван де Вельде.
Он исходил из того факта, что повсюду, где развитие протекает беспрепятственно,
без рецидивов прошлого, оно приводит к созданию стиля. Анри ван де Велде,
бросил вызов "бесцельному изобразительному искусству", которое,
по его мнению, должна заменить "разумная (практическая) красота".
Ван де Велде становится одним из наиболее
ярких выразителей новых тенденций, идеологии и практики новой художественной
промышленности. Его отличает страстное увлечение техникой, машиной. Утилитарная
конструкция, считает он, может быть красивой и без орнамента; орнаментальное,
эстетическое начало заложено в самой форме предмета. Ван де Велде представляет
"абстрактное" направление модерна; стилизованному растительному
орнаменту т. н. "флореального" направления он противопоставляет
динамический линейный орнамент, как более соответствующий новой технике в
архитектуре и художественной промышленности. В 1901 году при Школе изящных
искусств в Веймаре Ван де Велде организовал "Экспериментальные художественно-промышленные
мастерские", на базе которых впоследствии будет основан Баухауз (1919
г.).
Источниками, питавшими причудливый мир форм
модерна, были, с одной стороны, фигурно-орнаментальные мотивы открытой в те
годы крито-микенской культуры, с другой - архитектура, прикладное искусство
и неповторимая по тонкости графика Японии. Это последнее, но, пожалуй, и самое
глу-бокое влияние дальневосточного искусства на европейское.
Интерьер стиля модерн строится на полном
неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства.
Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности
причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки
декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся
более красочными, занавеси - более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит
и на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент модерна
доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных
гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка.
В мебели модерна параллельно развиваются
две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность,
ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских
изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более
просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего
представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.
В Австрии, а затем и в Германии было освоено
производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях
отличались от прежних типов. Это была подлинно современная мебель. Ее отличали,
помимо уже упомянутых качеств, гладкие, нерасчлененные поверхности, обусловленные
переходом на механизированные процессы фанерования и сборки изделий.
Искусство бытовой вещи берет курс на создание
таких изделий, в которых как целевая (полезная), так и художественная форма
были бы результатом единого материально-технологического процесса. Это вело
к упрощению бытовых вещей, в том числе и предметов мебели. В дорогих изделиях
пуританское действие простых форм усиливалось тонкостью отделки, применением
ценных материалов, накладными украшениями (инкрустации, цветная фанера, жемчуг,
слоновая кость, металлы, полудрагоценные камни и т. д.).
Одним из достижений модерна было то, что
художники, проектировавшие мебель, наблюдали за осуществлением своих замыслов
непосредственно в мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при
меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления
идеи гарнитура, комплекта мебели в широких масштабах.
Однако наметившейся в эпоху модерна тенденции
к созданию нового, декоративного стиля не суждено было развернуться в полной
мере. Не помогли ни специальные издания, ни группировки, ни крупные международные
промышленные выставки (Париж, Дармштадт.Турин, Дрезден, Сент-Луис, Милан и
др.). Уступки экстравагантности, сомнительным вкусам были ахиллесовой пятой
модерна, по которой метили его противники.
Теоретики модерна отстаивали концепцию, согласно
которой архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были
составлять единый художественный ансамбль, осуществленный по проектам одного
архитектора или художника. Орнамент модерна выступает в органическом един-стве
сформами, разумеется, в той мере, в какой понятие "органический"
вообще приложимо к этому стилю. Взяв на вооружение лозунг "Назад к природе",
модерн создал сложную систему линейного орнамента, в основу которого были
положены мотивы сильно стилизованных цветов и растений. Но в целом роль декора
незначительна; предметы мебели скромно украшены интарсией, металлическими
накладками; резьба по дереву встречается лишь в редких случаях. Зато обои,
обивки из набивной ткани щедро украшались изображениями стилизованных цветов,
листьев, подсолнечников, камыша, лебедей и т. д.
Наибольшее влияние модерн оказал на архитектурные
формы и интерьер особняков. Они строились по принципу: "от интерьера
к экстерьеру", на образец английского дома для одной семьи, окруженного
озелененным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто красивом
фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям
удобства жильцов планировку внутреннего пространства.
Среди "грешков", водившихся за
художниками модерна, было подчас произвольное отношение к материалу. Не был
до конца преодолен и конфликт между новым орнаментализмом и индустриальной
техникой. Однако, эти и другие, не упомянутые здесь недостатки модерна не
помешали ему с быстротой эпидемии распространиться по всей Европе.
Стиль модерн просуществовал недолго, но, поло-жив
конец засилью эклектики, он расчистил путь для современной архитектуры и искусства
бытовой вещи.
Источник:: http://interior.com.ua/poz/style.htm
|
|